– Мири Агамирзаевич, как Вы оцениваете политику главы Государства и Правительства страны в сфере малого и среднего предпринимательства?
– Пользуясь случаем, от имени руководства возглавляемого мной движения я хотел бы выразить признательность Президенту России и Премьер-министру за постоянную заботу и внимание к проблемам российских бизнесменов. Напомню, что недавно Дмитрий Медведев подготовил ряд мер, направленных на защиту прав предпринимателей и создание благоприятных условий ведения бизнеса. Первый из них предусматривает отмену обязательного характера печати для хозяйственных обществ.
Суть новации в том, что круглая печать признается анахронизмом. То есть в 21 веке круглая печать стала тормозом для развития бизнеса. Дело в том, что при современном развитии технологии сам по себе факт наличия печати не гарантирует подлинности документа. При этом законопроект, который будет вскоре принял, использовать круглую печать не запрещается.
Однако параллельно допускается использование и других способов идентификации, таких как электронная подпись, специальные бланки компании, голографические печати. Это существенная мера, которая облегчит процедуру регистрации юридических лиц и сделает ведение бизнеса более безопасным.
– А что Вы можете сказать по поводу создания в нашей стране единого реестра проверок, которые проводятся в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках государственного и муниципального контроля?
– Создание единого реестра диктуется реалиями современного ведения бизнеса. Благодаря этому нововведению информация о таких проверках станет более доступной и будет размещаться на специализированном сайте в сети Интернет. Проект закона предусматривает, что правила формирования и ведения этого реестра утверждаются Правительством. Согласно документу, оператором реестра является прокуратура.
Очень важно то, что такая система будет вводиться поэтапно: сначала в отношении государственного федерального надзора, затем в отношении регионального надзора – с 2016 года, а с 1 января 2017 года – в отношении муниципального контроля. Я согласен с мнением большинства экспертов о том, что принятие этого документа позволит повысить прозрачность и эффективность проверок на всех уровнях, эта мера также в разы уменьшит число необоснованных визитов контрольных органов.
– Какие еще льготные меры вводятся в отношении малого предпринимательства?
– В частности, в Налоговый кодекс России вносятся изменения, которые позволяют регионам предоставлять налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Льготами в виде нулевой налоговой ставки смогут воспользоваться бизнесмены, которые работают по упрощённой или патентной системе налогообложения. Согласно проекту, налоговые каникулы будут действовать в течение шести лет, то есть начиная со следующего года и по 2020 год.
Очень важно то, что регионам дано право самим устанавливать ограничения, за нарушение которых тот или иной предприниматель может лишиться права на налоговые льготы, к примеру, таким требованием может стать размер доходов предпринимателей или какие-либо другие.
– А чего ожидать индивидуальным предпринимателям?
– Впервые в Налоговый кодекс вводится понятие «самозанятые граждане». Это те бизнесмены, которые не имеют наёмных работников и которые получили патент. Таких предпринимателей в России – большое количество.
Благодаря вносимым изменениям они получат право регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Они смогут оформить патент в режиме одного окна, и, естественно, воспользоваться системой налогообложения в рамках патентной системы.
Кроме того, они смогут уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального и обязательного медицинского страхования – не позднее срока истечения действия патента.
Мы поддерживаем эту меру, так как она позволит таким бизнесменам «выйти из тени» и воспользоваться преимуществами, которые даёт этот закон.
– А каковы условия подключения предпринимателей к электрическим сетям?
– Вы затронули очень важный аспект. Ведь от доступности и простоты подключения к электрическим сетям во многом зависит возможность реализации инвестиционных проектов. В рамках Национальной предпринимательской инициативы реализуется специальная «дорожная карта» по повышению доступности энергоинфраструктуры.
Как правильно напомнил на недавнем заседании Правительства Дмитрий Медведев, совсем недавно Россия была в самом в конце списка рейтинга Всемирного банка. Правительство поставило цель – к 2018 году занять 20-ю строчку. Кстати за последний год Россия поднялась на 70 позиций, что радует.
В этом контексте важно повышать эффективность регулирования отношений между потребителями электроэнергии, между сетевыми организациями, между генерирующими компаниями и между тарифными органами. Правительство на днях рассмотрело два законопроекта, которые вносят изменения в закон об электроэнергетике.
Один из них устанавливает новый подход к регулированию платы за технологическое присоединение к сетям территориальных сетевых организаций. Именно на этом уровне и у предпринимателей, и у граждан возникает наибольшее количество сложностей, в том числе связанных с разбросом ставок оплаты за электроэнергию в разных районах одного субъекта Российской Федерации.
Предлагается ввести единые унифицированные тарифные ставки для всех территориальных сетевых компаний, которые работают в регионе.
– А какова другая новация?
– Другой документ касается отношений, связанных с присоединением потребителей через сетевые организации к распределительным устройствам генерирующих объектов. В составе платы за это присоединение предлагается учесть соответствующие затраты генерирующих компаний.
– Как Вы оцениваете политику Мэра Москвы Сергея Собянина в отношении мелкого и среднего бизнеса России?
– Возглавляемое мной движение полностью поддерживает политику Мэра Москвы по поддержке малого и среднего бизнеса. В частности, мы очень довольны тем, что в феврале 2012 года в столице решением правительства Москвы был создан Штаб по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Недавно Сергей Собянин на заседании этого Штаба выразил пожелание о стимулировании бизнеса по производству и переработке продовольственной и промышленной продукции. Он сообщил, что власти столицы ведут активную работу по реструктуризации промышленных зон, введению их в оборот и улучшению деятельности агропромышленного кластера Москвы.
Также очень важно, что новый логистический центр, начавший свою работу в сентябре с.г., сможет помочь сельскохозяйственному бизнесу без посредников реализовать свою продукцию на столичном рынке. Мы рассчитываем, что в течение ближайших двух лет в Москве будут созданы еще несколько подобных современных агрокластеров.
Также наше Движение поддерживает такие акции, как ярмарки выходного дня, которые очень стимулируют развитие фермерских хозяйств в Подмосковье. Очень важно также повышать уровень конкуренции деловой среды. Недавно в столице был создан портал поставщиков. Это единый интернет-магазин для небольших закупок городских заказчиков. На портале за короткий срок зарегистрировались более 20 тысяч бизнесменов, большая часть которых представляют малый и средний бизнес. К сегодняшнему дню уже заключено около 300 тысяч контрактов. Это очень хороший результат.
Очень также важно, что с весны 2014 года в режиме электронных аукционов идёт продажа городского имущества, в 2015 году электронные торги будут проводиться и по аренде помещений. Это нововведение позволяет навести порядок в сфере аренды городских помещений, а также оценить рыночный спрос на аренду.
Мы считаем, что надо всячески стимулировать упрощённый выкуп арендованной недвижимости малым бизнесом. По данным мэрии, подано более четырёх тысяч заявок от малого бизнеса на выкуп помещений. Однако до стадии реализации сделок с арендой доходит лишь малая часть этих заявок. Причина- длительный срок регистрации сделок.
С января 2014 года был введен новый налог. И хотя представители малого и среднего бизнеса опасались, что введение этого налога сделает аренду помещений более дорогой и что владельцы торговой недвижимости повысят арендную ставку. Однако случилось все наоборот: налог вынудил собственников нежилого фонда сдавать в аренду новые площади, которые ранее не сдавались. в Итоге цена аренды на офисы и торговые помещения снизилась в среднем на 5 процентов.
– Мири Агамирзаевич, теперь хотелось бы поговорить о том, какова основная цель Движения «За права предпринимателей России»?
– Основная цель нашего Движения – содействовать реализации Указов Президента Российской Федерации В.В. Путина и Постановлений Правительства РФ по развитию в стране предпринимательства. То есть мы полностью поддерживаем политику Президента РФ и Правительства РФ, направленную на развитие частного сектора экономики.
Наше Движение разработало различные предложения по созданию наиболее оптимальных условий для развития предпринимательства. Эти предложения изложены в нашей Программе. Мы предлагаем, в частности, внедрение упрощенной системы налогообложения в малом и среднем бизнесе, а также снижение налогового бремени. Я считаю, что реализация этих мер будет стимулировать развитие частного предпринимательства в России…
– Как Вы оцениваете тот факт, что Россия вступила во Всемирную Торговую Организацию (ВТО)? И как этот фактор повлияет на развитие рыночных отношений в России?
– Руководимое мной Общероссийское Общественное Движение «За права предпринимателей» выступило со специальным заявлением, в котором выражается полная поддержка процессу вступления России в ВТО. Многолетние переговоры правительства России по данной проблеме наконец-то увенчались успехом.
Мы считаем, что отныне, после вступления России в ВТО, наша страна становится полноправным участником глобальной экономики. Это положительно отразится на становлении в России полноценной рыночной экономики.
Отечественные производители и участники рынка услуг должны будут вести свой бизнес на уровне мировых стандартов. Это касается в том числе как качества производимых товаров, так и качества услуг для населения, которое пока, к сожалению, остается не на высоте.
Необходима также модернизация оборудования в российской промышленности, что позволит повысить производительность труда. Словом, необходимость соблюдения строгих правил ВТО вынудит наших предпринимателей адаптироваться к условиям мировой конкуренции, что очень положительно скажется на ситуации в экономике России.
– Давайте поговорим о налоговой политике. В мае 2012 года Минфин России обнародовал проект основных направлений налоговой политики на ближайшие три года. Как Вы оцениваете концепцию этой реформы?
– Движение «В поддержку предпринимателей России» в целом поддерживает этот документ. Наши юристы и экономисты пришли к выводу, что реализация предложений Минфина будет означать снижение налогового бремени на труд и капитал. Кроме того, предусмотрены дополнительные льготы по уплате налога на доходы физических лиц.
Радует также то, что с 2013 года Минфин предлагает увеличить максимальный имущественный налоговый вычет при покупке недвижимости физическими лицами.
– Минфин предлагает с 2018 года перевести малый бизнес на патенты. Как Вы оцениваете эту идею?
– Да, действительно, Минфин собирается совершенствовать налоговый режим для малого бизнеса, где на первый план выходит патентная система. Планируется, что 90% доходов от патентов будет направляться в бюджеты муниципалитетов и лишь 10% – в бюджеты регионов. Наряду с патентной системой налогообложения будет поэтапно отменен единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
У нас есть ряд интересных, на мой взгляд, замечаний к идее замены ЕНВД на патенты. Прежде всего, мы считаем необходимым при патенте увеличить количество наемных работников при патенте до 15 человек и поднять верхнюю планку годового оборота.
Мы считаем, что изменения в налоговом кодексе усилят позиции индивидуальных предпринимателей, так как бизнесмены, работающие на патенте, будут платить по налоговой ставке 6% с потенциального дохода, минимальный размер которого будет составлять 100 тысяч рублей, а максимальный – 500 тысяч рублей. Введение патентов ослабит прессинг на предпринимателей со стороны налоговых органов. Дело в том, что у индивидуального предпринимателя, который получает патент, не нужно будет вести точный учет доходов и расходов.
Соответственно налоговые органы не будут впредь проверять эти данные. В результате резко уменьшится количество конфликтов между предпринимателями и налоговиками.
– А как вы оцениваете проблему введения в России налога на недвижимость физических лиц, которым принадлежат земельные участки, здания, строения, жилые и нежилые помещения?
– Это очень сложная тема, которая требует детального изучения. Мы считаем, что в качестве налоговой базы для исчисления налога на имущество можно использовать кадастровую стоимость недвижимого имущества. На наш взгляд, все налогоплательщики должны получать стандартный налоговый вычет в размере кадастровой стоимости недвижимости. Кроме того, отдельным категориям населения должны быть предоставлены социальные вычеты. Имеются в виду пенсионеры, Герои России и СССР, инвалиды I и II групп инвалидности, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, боевых действий и другие. Мы полагаем, что к началу 2013 года в России будет завершена оценка объектов капитального строительства. И после этого можно будет вводить налог на недвижимость.
– Что Вы могли бы сказать о налоге на роскошь. Нужен ли такой налог?
– Я убежден, что нужен. Любая недвижимость физических лиц, совокупная кадастровая стоимость которого превышает 300 миллионов рублей, должна облагаться налогом на роскошь. Введение такого налога позволит продолжить тенденцию к укреплению в российском обществе принципов социальной справедливости.
– Спасибо за интервью.
Беседу вел политический обозреватель Андрей Горшенин